Моя школа! Горжусь твоей историей, люблю современность, верю в будущее! Школа №77 - упорство, воплощенное в результат!

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Средняя общеобразовательная школа №77 г.Пензы"

Главная Расписание Галерея Родителям

ЕГЭ ОГЭ Вакансии Контакты Питание

Наша школа

Сведения об образовательной организации
Наша школа

Дополнительно

Коронавирус Пензенская область
Госуслуги Пензенской области Акции движения Сделаем вместе
Навигатор образования
Единый национальный портал дополнительного образования
Образовательный портал Пензенской области
Единая коллекция ЦОР
Единое окно доступа к ОР Официальный сайт для размещения информации о государственных образовательных учреждениях

"Авиапоиск - Надежда"

Архив 2019-2020 учебного года

Самый значимый результат нашей работы в поисковой экспедиции «Вахта Памяти» весна 2019г. В Великолукском р-не Псковской обл.

Проводя разведку места падения неизвестного самолета в районе, указанном одним из старожилов д. Петрушино, на второй день работ было найдено место падения советского истребителя. По найденным в этот же день нескольким обломкам, пулеметным гильзам 7,62 мм, и их маркировке, сопоставив информацию с рассказами местных, удалось выстроить версию, что событие произошло в 1941г., задолго до прихода немецких войск в этот район.

В следующий день работ на этом месте, были найдены характерные обломки. После возвращения в Пензу, с помощью специалистов форума «Авиация» сайта «Тризна», удалось установить, что тип самолета Як-1. Что было совершенно неожиданным, т.к. на лето 1941г., на этом участке Западного Фронта в составе ВВС совсем не было истребителей типа Як-1. Более того, при тщательном изучении привезенных с собой в Пензу интересных обломков, на одном из них было обнаружено немецкое заводское клеймо и следы вмятин очень похожие на удары лопастями винта.

Получается, что наш истребитель совершил воздушный таран немецкого самолета и каким-то образом привез на себе доказательство в виде этого отрубленного обломка!

При более тщательном изучении имеющихся архивных наработок из фондов ЦАМО РФ, доступной информации в сети интернета и её анализа удалось установить, что в конце июня 1941г. из состава 6 АК ПВО МВО, для прикрытия дальних подступов к Москве и перехвата самолетов разведчиков противника были выделены 5 самолетов Як-1 с экипажами из 11 иап, которые перелетели с аэропорта Кубинка на аэропорт Великие Луки для несения боевого дежурства.

Далее мы нашли сведения, что 2 июля 1941г., летчик из этой группы 5 самолетов Як-1 из 11 иап ПВО л-т Гошко Степан вылетел на перехват немецкого разведчика Хе-111 и в результате воздушного боя нанес ему таранный удар по хвостовому оперению, чем вынудил немецкого летчика совершить экстренную посадку и попасть всему экипажу Хе-111 в плен.

Сам л-т Гошко смог посадить свой поврежденный Як-1 на аэродроме В. Луки едва не потерпев аварию. Это был первый таран летчиков 11 иап и первый в небе над Великолукской землей.

На следующий день, 3 июля 1941г., находящийся в воздухе летчик 11 иап на самолете Як-1, мл. л-т Мазепин Петр Александрович, заметил группу немецких бомбардировщиков Ю-88 летящих к городу В. Луки и смело атаковал их, сбив при этом один. Строй бомбардировщиков был нарушен и они поспешили уйти назад сбросив бомбы куда попало. Однако один Ю-88 видимо решил прорваться к железно-дорожной ст. В. Луки. Ему на перерез рванулся Як-1 мл. л-та Мазепина П.А. Ю-88 ощетинился пулеметным огнем. Наш Як смело атаковал, но безрезультатно. Закончились пушечные снаряды и вероятно заклинило пулемет (мы нашли 2 целых патрона в ленте). Летчик сам был ранен, но не вышел из боя и выжав всё из своего самолета врезался винтом в хвостовую часть Ю-88 (вероятно в этот момент и был отсечен лопастью винта и заброшен в воздухозаборник Як-1 осколок с клеймом).

Самолеты потеряв управление стали беспорядочно падать. В какой-то момент, наш летчик, вероятно потеряв сознание при ударе, пришел в себя и сумел выхватить свой Як из пике и посадил на поляне в лесу, где мы нашли его и доказательство тарана - маленький осколок с немецким клеймом. По сохранившимся воспоминаниям местных жителей, летчик ушел сам с того места. Кабина осталась пуста. Но земля сохранила для нас самое ценное, следы подвига. Подвига, о котором почти ничего не известно.

Шел 12-й день войны. По документам поисковых сайтов, наш Герой, летчик самолета Як-1, младший лейтенант Мазепин Петр Александрович из 11 иап ПВО, умер на следующий день 4 июля 1941г. в госпитале и похоронен в г. Великие Луки. Точное место не указано. Через 15 дней 19 июля, немцы ворвались в город.

Ещё через 2 дня, наши бойцы 48 танковой дивизии п-ка Яковлева Дмитрия Яковлевича, ночной атакой выбили немцев из города и похоронили всех убитых ими раненных, своих товарищей. И ещё 34 дня обороняли его, нанося большие потери врагам, звавших танкистов «шварце тойфель».

О героической обороне г. Великие Луки не снято кинофильмов …. Наши части покинули его 25 августа 41г. только по приказу командующего 22 Армией генерала лейтенанта Ершакова, когда немцы прорвали фронт 22 августа 41г. На стыке 22 и 29 Армий и устремились на Торопец с целью окружения группировки наших войск 22А. В августовских боях 41г. большие потери несли обе стороны. Много совершено неизвестных подвигов. Много погибло наших летчиков. Ещё больше пропало без вести. «Не вернулся из вылета на боевое задание». НВБЗ....

Наша задача найти их следы, установить судьбы. Вернуть их из полета. Этим мы и занимаемся. Это трудная задача и не каждому по плечу.

Осколок с немецким клеймом
мл.л-т Мазепин Петр Александрович

 

Цель достигнута!

В канун "Дня Неизвестного солдата" поисковым отрядом нашей школы, «Авиапоиск - Надежда», была достигнута неоспоримо важная цель. Активисты отряда вместе с руководителем Горбачевым В.И. несколько лет занимались установлением личных данных летчика, погибшего в районе д. Багдановка Тамалинского района Пензенской области. На момент начала поиска было известно только место и примерная дата падения самолета, фамилия летчика.

Первоначально Горбачев В.И. вместе с ребятами отправились на место катастрофы с целью установления типа воздушного судна. После экспедиции они неоднократно посещали Государственный архив Пензенской области, делали запрос в УФСБ, пользовались электронным архивом «Мемориал». Первый положительный результат поиска удалось добиться после посещения Центрального архива Министерства Обороны РФ, где и было установлено, что 27 октября 1941 года в Пензенском небе потерпел аварию летчик Серов Александр Петрович 1914 года рождения, который перегонял самолет Як-1 на фронт после ремонта в г. Саратов.

Но главное, что 28 ноября этого года выпускница нашей школы и командир отряда «Авиапоиск - Надежда» Ксения Старшинова познакомилась с правнуком летчика Серова А.П., курсантом военного училища Владимиром Вербитским, который благодаря работе отряда нашел своего прадеда – героя.

На фото изображен Серов Александр Петрович с сыном Анатолием. Данный снимок предоставлен в музей школы правнуком Вербитским В.

Из наградного листа: Лейтенант Серов Александр Петрович, заместитель командира авиационной эскадрильи 20 истребительного авиационного полка (иап), имеет 38 боевых вылетов на штурмовые действия по мехчастям противника, сопровождение бомбардировщиков и разведку. Сопровождая группу бомбардировщиков ДБ-3, товарищ Серов встретил численно превосходящую группу истребителей противника Ме-109. Молниеносным ударом наших истребителей было сбито три самолета противника. Один из них лично сбил Серов А.П. В тот же день по пути следования наших бомбардировщиков он заметил группу немецких бомбардировщиков типа Ю-86, которых атаковал и сбил один самолет. Таким образом в один день в воздушных боях сбил два самолета противника. За этот подвиг награжден 02.08.1941г. орденом Красного Знамени.

Из боевого журнала 20 иап: 21.09.1941г. летчики полка Серов и Берко провели штурмовку пехотного батальона противника, расположившегося на опушке леса, нанеся ему большие потери. На обратном пути наши летчики встретили Хеншель-126, который яростно защищался, но был уничтожен прямым попаданием из пушки.

 

Первая поисковая разведка 3.10.2017г. Тамала

Наша первая поисковая разведка состоялась 3 октября 2017г. с выездом в Тамалинский р-н, откуда пришло обращение с просьбой помочь установить имя и отчество погибшего в годы войны летчика Серова, который похоронен в братской могиле в центре Тамалы. Было решено выехать небольшой группой и провести разведку на месте гибели летчика с целью сбора сведений и установления типа самолета. В поездке приняли участие: Саша Балашов из 6В, Дмитрий Владимирович Плюцак из ПО "Поиск-Вездеход" на своем авто и я. С собою мы взяли 2 металлоискателя. В Тамалу приехали около 9 часов утра. Нас встретили представители заинтересованной стороны. Посмотрели воинский мемориал и проехали к месту гибели летчика, где неравнодушными людьми был установлен в мае 2015г., памятный крест. Начали осмотр местности с целью поиска следов места падения самолета. Погода стала портиться. Поднялся ветер, пошел дождь и затем мокрый снег... Обследовав склоны оврага удалось найти маленький кусочек авиационного дюраля со следами защитной (зеленой) краски и старинную медную ладанку. Отличился Саша Балашов, проявив стойкость и выдержку и не взирая на непогоду, наравне со взрослыми вел поиск. Эти, самые значимые находки, его заслуга. С началом сумерек стали собираться в обратный путь. В результате сведений из рассказов и наших находок, интуитивно напрашивался вывод, что мы имеем дело с самолетом истребителем типа Як-7, потерпевшим катастрофу в 1943г.

Командир (руководитель) школьного ПО "Авиапоиск-Надежда" Пензенского регионального отделения ПДР ("Поиск России") Владимир Иванович Горбачев.

О чем говорят находки с места падения самолета.

Крохотный деформированный осколок дюралевой обшивки самолета, "равносторонний треугольник" с двумя рваными краями и ровным основанием несет на себе массу информации. Следы защитной краски, часть отверстия под заклепку, и цифры: горизонтальная 1 и далее номер 05. Несомненно эта находка свидетельствует о взрыве топливного бака самолета и большом разбросе осколков, один из которых нам посчастливилось найти. О чем говорит найденная ладанка??? Может ли она быть как то связана с произошедшей здесь трагедией?...Еще одна загадка....

Наверх

Актуально

Актуально

Город трудовой доблести

Ура! Каникулы!

Победители

Школьный портал

ФГБОУ ВО ПензГТУ

Год науки и технологии

Полезные ссылки

Министерство образования и науки РФМинистерство образования Пензенской области Министерство образования Пензенской области Управление образования Пензенской области Против коррупции Уполномоченный по правам человека Полномочный представитель президента в ПФО Институт регионального развития Пензенской области Персональныеданные.дети Социальный навигатор

© МБОУ "Средняя школа №77" 2014